21 апреля 2015 г.

Война. Детство. Книги: Книги моего детства

Я родилась в Сибири, в Молчановском районе Томской области, в деревне Черкесово, что стоит на реке Чулым.

В школе я была книгоношей, так как библиотеки у нас не было, не было света и радио. Но был очень хороший, работящий народ. Нас воспитывали родители, школа и вообще вся деревня, так как отцы – на лесозаготовках, матери – в бытовке и на хозяйстве: дети, скот, покос, огород, ягоды и т.д.

В 1944 году в школу пришел (по ранению) физруком Мандраков Николай Иванович и ввел военную дисциплину: при входе в школу в дверях стоял старшеклассник с винтовкой, в шлеме с красной звездой и с сумкой противогаза. В спортивном классе появилась шведская стенка, канат для лазания. На уроках физкультуры мы ходили на лыжах, ползали по-пластунски, летом был бег с препятствиями.


Книг было мало: русская классика, «Малышок» Ликстанова, «Всадник без головы» Майн Рида. Я носила книги на руках, очень любила читать. Тепло одевалась, выходила ночью во двор и читала часами, так как в Томской области нет, как на Урале, облачности, и часто можно наблюдать северное сияние.


У нас была художественная самодеятельность. Я написала пьесу «Партизан». Потом поставили седьмым классом «Молодую гвардию» Фадеева. В коридоре школы висела растяжка: «Хотел Гитлер взять Воронеж! Брось, бродяга, а то уронишь!»

Об окончании войны мы узнали через три дня.

Басенко Валентина Александровна

Комментариев нет:

Отправить комментарий